Тормозной резистор предназначен для поглощения и рассеивания энергии, возникающей при работе двигателя в режиме генератора, в который двигатель переходит под воздействием момента инерции нагрузки либо иной силы (например, силы тяжести при опускании груза грузоподъемным механизмом), воздействующей на его ротор и вынуждающей его вращаться быстрее, чем это задано системой управления (например, частотным приводом). Иными словами, когда электродвигатель замедляется или останавливается, он, при определенных условиях, работает как генератор, преобразуя кинетическую энергию в электрическую. Такой режим применяется для снижения скорости или полной остановки механизма.
Двигатель в режиме генератора отдает высвобожденную энергию на звено постоянного тока преобразователя частоты. При превышении порогового напряжения на звене постоянного тока тормозной модуль переключает поступающую с двигателя энергию на тормозной резистор. Тормозной резистор преобразует полученную энергию в тепловую и рассеивает её в окружающую среду, создавая тем самым тормозной момент на валу двигателя.